Компонентная акустика FOCAL PS 165V1 – новая версия прославленного комплекта. Исходный вариант, без V, в нашем тесте уже побывал шесть лет назад, поэтому ощущение уже виденного (фр. déjà vu) будет нас преследовать постоянно.
ДЕЖАВЮ
«Дежавю – это воспоминание о настоящем»
Анри Бергсон, философ
Настоящим, кстати говоря, бывает время и качество. Самое первое желание при появлении новой версии отличного продукта – сравнить, что изменилось и насколько. А потом как – и, главное, зачем это сделано. Сложнее стали новые «Фокалы» или проще? С первого взгляда видно, что взамен дизайнерских сеток теперь в комплект входят классические грили – и объяснение очевидно: нынче в ходу штатные места со штатными же решётками, поэтому дизайнерские изыски вполне могут остаться не у дел.
Мидбас – солиднейшая конструкция с литой корзиной и мощной магнитной системой. Материал диффузора мидбаса проверен в буквальном смысле десятилетиями и впервые был применён на серии Polyglass – страшно сказать! – в конце прошлого века. Это целлюлоза с покрытием из стеклянных микросфер, сочетание внутреннего демпфирования и поверхностной твёрдости. В центре находится классической формы фазовыравнивающее тело («пуля») из плотного пластика. На первый взгляд изменений в конструкции не заметно, дождёмся результатов измерений.
Передний фланец проточен до зеркального блеска. Вместо бесчисленного количества крепёжных отверстий, соответствующих разным стандартам, в ободе мидбаса Focal лишь довольно длинные пазы, которые должны подойти на любой случай жизни
Магнитопровод хромирован, звуковая катушка диаметром 25 мм охлаждается через окна в диффузородержателе. Контактная колодка закреплена надёжно
Габариты стандартные, монтажная глубина скромная
Пищалку, появившуюся в этом комплекте, теперь можно встретить и в других сериях акустики. Это не «дежа вю», точно такие же входят в состав серии Integration. В основе конструкции – обращённый алюминиевый купол диаметром 25 мм, перед ним на мостике установлено фазовыравнивающее тело в виде «малокалиберной пульки». По бокам от мостика установлены акустические дефлекторы, разработчики называют это «частично рупорной нагрузкой».
На левом фото твитер в «плоском» корпусе для монтажа на поверхность, на правом – в корпусе для установки под углом 30 градусов к плоскости опоры. Если пищалку извлечь из корпуса, то она будет готова для установки «в тело», однако извлечение потребует терпения и крепких ногтей
А вот и первое отличие: пищалка (на левом фото она в чашке для крепления на поверхность) утратила «абсолютно лишнюю деталь», закрывавшую магнитную систему сзади (справа чашка снята)
Фотографии пищалки в ракурсе не давали полного представления о её размерах и конструкции. Монтажная глубина скромная, участки с «ершистым» профилем обеспечивают надёжное сцепление с чашкой, да и в отверстии панели держать будут хорошо
Кроссоверы комплекта выполнены раздельными для каждого динамика, что намекает на подключение би-ампингом. Оба – первого порядка, ФНЧ состоит из единственной катушки без сердечника, ФВЧ – из двух конденсаторов и двух резисторов аттенюатора, переключатели позволяют выбрать три частоты среза и три уровня сигнала – это, как подсказывает комбинаторика, даёт нам девять вариантов настройки твитера.
Один из переключателей определяет величину ёмкости в цепи пищалки, включая в цепь либо один конденсатор, либо другой, либо оба. Следовательно, возможны три значения частоты среза ФВЧ. Позиции переключателя обозначены как 1/2/3, чем больше цифра, тем ниже частота среза. Второй переключатель управляет аттенюацией: 0/-3/-6 дБ. Пара фильтров (да хоть бы и все четыре, на оба канала) могут соединяться в блок при помощи «ласточкиных хвостов». Но крышки предварительно нужно снять.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Начальные установки выбираем по принципу максимума энергетики: аттенюатор — на полную, переключатель настройки кроссовера — в положение «3», означающее наиболее широкую полосу частот, поступающих на ВЧ-излучатель. Низкочастотный потенциал у акустики впечатляющий, хотя нижний бас несколько упрощён. Среднечастотный диапазон очень ровный, без лишней «яркости». Звучание во многом напоминает классический бумажный диффузор, но более чёткое.
Эксперименты с полярностью включения пищалки не выявили сколько-нибудь серьёзных изменений в звучании – в отличие от экспериментов с кроссовером. Возможны три значения частоты среза ФВЧ и три значения аттенюации: 0/-3/-6 дБ. При настройке «всё по максимуму» практически все тембры передаются натурально, но металлические ударные акцентированы, и даже на верхних нотах флейт порой ощущается избыточный нажим. После перебора всех вариантов переключателей наиболее удачным при прослушивании «в лоб» показался вариант с кроссовером в положении «1» и «-3 дБ». Направленность выражена не слишком заметно.
Технические характеристики Focal Performance PS 165 V1:
- Максимальная мощность, Вт : 160
- Мощность RMS, Вт : 80
- Импеданс, Ом : 4
- Чувствительность (2,83 В/м), дБ : 92,5
- Частотный диапазон , Гц : 60 - 20000
- Кроссовер : 6 / 6 дБ/окт., уровень ВЧ 0 / -3 / -6 дБ
- Материал ВЧ-диффузора : алюминий
- Материал НЧ-диффузора : целлюлозный композит Polyglass®